В Татарстане призывают регулировать сбыт продукции фермеров и частных подворий

Published:

Эксперты считают необходимым пресечь торговлю непроверенными продуктами питания через мессенджеры и соцсети

В Татарстане призывают регулировать сбыт продукции фермеров и частных подворийФото: Мария Зверева

Начать регулировать сбыт продукции фермеров и частных подворий призывают татарстанские бизнесмены. По их мнению, торговля непроверенными продовольственными товарами в соцсетях и мессенджерах представляет угрозу для жизни и здоровья потребителей, а также причиняет ущерб интересам государства, которое недополучает налоги от такого теневого бизнеса. Страдают и добросовестные предприниматели, поскольку конкурируют с серыми торговцами отнюдь не на равных условиях. О предпосылках и последствиях роста торговли в так называемых «фермерских чатах», законных и незаконных способах продвижения товаров в Сети и путях решения проблемы — в материале «Реального времени».

«Бабушки — это прикрытие»

Необходимо запретить рекламу и торговлю «домашними» продуктами питания в мессенджерах и соцсетях, считает казанский предприниматель, заслуженный экономист России и Татарстана Сергей Никифоров.

В Татарстане призывают регулировать сбыт продукции фермеров и частных подворий— Чаты, через которые продаются продукты питания, есть везде — в каждом доме, в каждом селе, — говорит он. — Торгуют физические лица, которые пользуются тем, что никто их не контролирует. В федеральном законодательстве имеется серьезный пробел. Единственный вариант решения этой проблемы — запрет такой рекламы.

По мнению Никифорова, одна из причин, по которым такая торговля существует и бурно развивается — официальное разрешение на продажу продукции с личных подсобных хозяйств. Но эксперт напоминает, что мясо и молоко животных, выращенных в частных подворьях, по закону можно продавать только на рынках, предварительно пройдя ветеринарный контроль. К тому же закон запрещает переработку мяса, молока физическими лицами.

— У нас сейчас происходит спекуляция понятием «бабушка с пучком укропа», которых злые люди лишают права этот пучок продать для прибавки к пенсии. Бабушки — это прикрытие, на самом деле существует огромный черный рынок!

«У нас сейчас происходит спекуляция понятием «бабушка с пучком укропа». Мария Зверева / realnoevremya.ru

Сергей Никифоров подчеркивает, что со стороны государства здесь усматривается двойная мораль: от предпринимателей требуют соблюдения множества требований (что дорого им обходится и сказывается на себестоимости и конечной цене продукции), уплаты налогов. А от их предприимчивых конкурентов, не регистрирующих свой бизнес, — ничего. И, главное, считает он, чем дольше сохраняется такое положение дел, тем опаснее будут последствия — если законодатели и чиновники спохватятся и попытаются ликвидировать пробел, это вызовет серьезное напряжение в обществе, где одни зарабатывают таким способом на жизнь, а другие существенно экономят на покупках.

История повторяется?

Возмущение крупного татарстанского предпринимателя «недобросовестной конкуренцией» со стороны граждан, торгующих продукцией собственного производства, уже однажды имело громкие последствия для всей России. В апреле 2018 года владелица «Бахетле» Муслима Латыпова обвинила женщин-декретниц, дескать, эти «недобросовестные конкуренты и псевдопредприниматели» забирают объемы у торговой сети:

— Они в соцсетях все заполонили. Они один пирог приготовили, входят в кураж, переманивают специалистов и у нас, добросовестных производителей, забирают объемы. Что только не производят — весь ассортимент «Бахетле»! А в каких условиях? В квартире, гараже, бане. Там ведь есть домашние животные! — заявила она на Совете по предпринимательству при президенте РТ и попросила Рустама Минниханова «остановить это».

27 ноября 2018 года в России был принят закон о самозанятых — «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и 1 января 2019 года в четырех регионах, включая Татарстан, был запущен пилотный проект — «конкуренты» Муслимы Латыповой начали платить налог со своих доходов.

Но печь тортики на продажу на своих кухнях законодатели мамам не запретили.

«Выгодно же им!»

— Мы торгуем копчеными утками, гусями, рыбой копченой — все привозим из деревни, — рассказала «Реальному времени» Аделина, которая ведет торговлю домашними продуктами питания в группе в мессенджере. — Документов на эту продукцию у меня нет, но поставщики проверенные, и многие клиенты покупают у меня уже около трех лет — претензий к качеству, жалоб на отравления за это время не было.

Цены на копчености, предлагаемые в мессенджере, значительно ниже, чем в магазинах. скриншот мессенджера

Женщина торгует не как частное лицо, а как самозанятая, хотя закон не запрещает гражданам в этом статусе заниматься перепродажей. Цены на копчености у нее значительно ниже, чем в магазинах, разлетается продукция моментально. А еще, говорит Аделина, у нее эту продукцию закупают магазины, потом выкладывают на прилавки, разумеется, уже с наценкой. Услышав вопрос, как же торговые объекты берут на реализацию продукцию без документов, женщина слегка задумалась, а потом предположила:

— Делают уж как-то документы, наверное. Выгодно же им, они закупают, например, гусей у меня по 1 200 рублей и продают по 1 400.

Не оказалось документов на продукцию — домашние сардельки, колбасы, казылык — и у торгующего этими продуктами через мессенджер Зульфата. На вопрос «Реального времени» мужчина ответил, что у него есть только «справка на мясо от «Меркурия».

Почему магазин «ушел» в соцсети

Как выяснилось, торговлей в мессенджерах «промышляют» и индивидуальные предприниматели в дополнение к «классической» торговле через магазин. Например, ИП Хадиуллина имеет магазин на Гудованцева, но в мессенджере принимает заказы на множество продуктов — от мяса и полуфабрикатов из него до выпечки.

— У меня нет клиентов, которые бы спрашивали документы на продукцию, сарафанное радио работает, видимо, — рассказала предпринимательница «Реальному времени» — Человек, который купил что-то у нас, обычно потом советует своим друзьям и родственникам. Сколько лет я уже работаю — такого, чтобы были претензии к качеству, не было, даже вопросов не возникало. Хотя Роспотребнадзор нас проверял, и проблем не было.

ИП Хадиуллина имеет магазин на Гудованцева, но в мессенджере принимает заказы на множество продуктов — от мяса и полуфабрикатов из него до выпечки. скриншот мессенджера

Магазин Айгуль работает с 2006 года, а вот в мессенджеры и соцсети она вышла лишь два года назад. Главный плюс от этого — рост заказов, и если магазины охватывали не всю Казань, то теперь предпринимательница развозит заказы по всему городу. Бизнес, по ее словам, резко пошел вверх. Налоги она платит, уверяет женщина, но не с оборота, а установленную законом фиксированную сумму.

Роспотребнадзор предупреждает

— Во избежание пищевых отравлений, массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний Управление Роспотребнадзора по РТ рекомендует покупать продукцию только промышленного изготовления в стационарных местах торговли, — сообщили в республиканском управлении Роспотребнадзора в ответ на запрос «Реального времени» о гарантиях качества продукции, реализуемой через мессенджеры. — Производство пищевой продукции для реализации населению допускается только в производственных помещениях. Для пищевых производств предъявляются особые требования к помещениям, персоналу, сырью и продукции.

Производство пищевой продукции для реализации населению допускается только в производственных помещениях. Реальное время / realnoevremya.ru

В Роспотребнадзоре также предупредили, что изготовленные в домашних условиях полуфабрикаты и продукты могут производиться не в лучших условиях: неизвестно, имеются ли у производителя отдельный холодильник, отдельный стол и моечная ванна, тщательно ли следит он за чистотой рабочих поверхностей и регулярно ли их обрабатывает, работает ли он, соблюдая элементарные требования личной гигиены (в головном уборе, перчатках, моет ли руки после посещения туалета), здоровы ли члены его семьи, нет ли животных в доме и так далее.

— Кроме того, например, при изготовлении тортов используют пищевые красители и добавки, которые могут быть сильнейшими аллергенами, — подчеркнули в ведомстве. — Этикетки у «домашних» тортов нет, их состав неизвестен. И если таким тортом угостить гостя с аллергией, у него возможно обострение заболевания.

В Роспотребнадзоре также посоветовали при покупке продовольствия через мессенджеры обращать внимание на целостность и герметичность упаковки, у замороженных продуктов — на отсутствие либо наличие следов повторного замораживания, заветривания, деформации, «снежной шубы». При возникновении любых сомнений в доброкачественности и безопасности выбранной продукции рекомендовали воздержаться от покупки.

Получится отключить «сарафанное радио»?

Бурный толчок в развитии торговли через соцсети и мессенджеры дала коронавирусная изоляция. Попробовав этот вид продаж, производители и перекупщики вошли во вкус.

Бурный толчок в развитии торговли через соцсети и мессенджеры дала короновирусная изоляция. Максим Платонов / realnoevremya.ru

Эксперты портала «Роскачество» рекомендуют потенциальным покупателям с осторожностью относиться к приглашениям перейти на незнакомые завлекательные ссылки, чтобы не нарваться на мошенников. Однако в случае с торговлей продуктами, ссылки просят сами клиенты — у тех, кто уже состоит в группах, где предлагают домашнюю еду по завлекательным ценам. «Сарафанное радио» выступает лучшей рекламой.

«Реальное время» обратилось в татарстанское УФАС России с запросом, насколько реально реализовать предложение Сергея Никифорова запретить рекламу такой торговли. По получении ответ будет опубликован.

Инна Серова


БизнесОбществоВластьРозничная торговляПроисшествия Татарстан Город КазаньУФАС по РТУправление Роспотребнадзора по Республике Татарстан

Related articles

Recent articles

spot_img